Решая различные варианты ЕГЭ по русскому языку, я прочла множество замечательных публицистических статей. Однако все их в дневник не запихнёшь, так что я пока напишу здесь сегодняшний текст, который по моему мнению очень и очень правильный и близкий мне.
читать дальше
"Главное удовольствие от искусства, которое мы испытываем, -- это
радость узнавания. Писатель, который прошел в глазах у читателя радость
узнавания своего искусства, сам превращается в благодарного читателя души
своего собеседника. В этом великий объединяющий смысл искусства, и если бы
даже это объединение ограничивалось только взаимным утешением, этого было бы
достаточно. Ничто живое так не нуждается в утешении, как человек.
Поэт может увидеть во сне копну сена и испытать ужас бессмысленности
существования. Но читатель его поймет только в том случае, если он через
образ, которого не было во сне, намекнет ему на причину своего ужаса. Чтобы
стихотворение на эту тему дошло до читателя, поэт должен наяву пересмотреть
свой сон и уже вставить, скажем, женскую гребенку в головообразную копну
сена. Поэт, увидевший этот сон и желающий быть точным в передаче сна, может
возразить:
-- Мой сон означал не потерю любимой, а потерю смысла жизни.
Но тут если не мы, то божественный цензор должен сказать: {419}
-- Потеря любимой -- это тоже потеря смысла жизни. Или ты принимаешь
этот вариант, или выбрасываешь свое стихотворение. Мы не можем превращать
искусство в разговор глухонемых.
Разумеется, этот голос должен услышать сам поэт, и сам он должен
добровольно ему последовать, что, к сожалению, далеко не всегда случается.
Не напряжение ума, а волна этического напряжения выносит читателя к замыслу
автора. Конечно, в это время разум не спит, а включается в работу души. Само
собой разумеется, что и читатель должен быть подготовлен к этому акту.
Мы говорим -- в искусстве должна быть тайна. На это тайна
соприкосновения с вечностью, а не секрет изощренного мастера. Чем яснее
искусство, тем ощутимей соприкосновение с этой тайной.
Случается, что мы с первого чтения не улавливаем мысль поэта. Так что
перед нами: шарада или неожиданный для нас новый, глубокий взгляд на жизнь?
Если перед нами действительно настоящая поэзия, то перечитывание
стихотворения не только не снижает нашего эмоционального отношения к нему,
а, наоборот, усиливает. Но если мы еще не поняли смысла стихотворения, как
мы определяем, что это все-таки искусство, а не шарада? Опыт и чутье
подсказывают нам доверие к правдивости его интонации. Увлеченные музыкальной
правдивостью интонации, мы наконец открываем смысл трудного для восприятия
стихотворения. Но такое бывает сравнительно редко."Вообще я наткнулась на интересный сборник его статей. Надо будет обязательно прочесть.
@темы:
мысли,
школа,
литература,
ЕГЭ